Владивосток подземный
Уважаемые жители и гости города Владивостока! Убедительная просьба, внимательно прочитать этот текст, чтобы расширить свой кругозор относительно подземных объектов Владивостока и предотвратить возможные нежелательные последствия самостоятельного посещения подземных пространств города.
Данная работа посвящена строительству подземных сооружений различного назначения в городе Владивостоке. Вы сможете узнать о нескольких бывших военных объектах повышенной секретности, которые были самыми важнейшими объектами в годы «холодной войны», и которые сейчас находятся в заброшенном плачевном состоянии, хотя могут приносить огромную финансовую прибыль, как объекты туристического бизнеса
Каждый житель
любого из городов Приморья, будь то Владивосток, Лесозаводск, Дальнереченск
или Находка, проходя по улицам, не раз замечал стоящие между домов или в парках
бетонные оголовки с решётками, выходящие из-под земли. Они могут быть круглой
или квадратной формы с решётками в виде открывающихся окон или просто с зарешёченными
верхами. Проезжая мимо сопок, можно заметить у подножья некоторых из них входы
в тёмные тоннели, ведущие вглубь. Одни из них заброшены, другие закрыты заборами
и взяты под охрану. Иногда можно увидеть построенные под наклоном входы под
землю и лестницы в них, ведущие в таинственную темноту…
В различное время, начиная с дореволюционного периода, в крупных населённых
пунктах Дальнего Востока строились различные подземные сооружения, предназначенные
либо для гражданских, либо для военных целей. Сооружения, созданные в период
с 1880-х по 1930-е годы отличаются довольно красивой архитектурой, их верхние
части украшены резными карнизами, а входы сделаны в виде арок с массивными
бетонными порталами изящной формы. Бетонные конструкции 1930-1940-х годов
уже не имеют столь выразительной архитектуры, в них сочетается простота форм
и мощь бетонного усиления, то есть, сооружения лишены каких-либо архитектурных
«излишеств».
Начиная с 70-х годов XX века, в крупных городах
начинают строиться подземные сооружения глубинного заложения, такие как убежища
для населения, помещения для размещения цехов и складов продовольствия на
случай ядерной войны, а также командные пункты войск противовоздушной обороны
и Тихоокеанского флота. Эти убежища уже совершенно не похожи на сооружения,
построенные до революции. Здесь больше не преобладают элементы гражданской
архитектуры, в различных объектах внутренние поверхности стен не оштукатурены,
и видны следы деревянной опалубки, своды различной формы, как арочные, так
и плоские. Входы сделаны в виде массивных бетонных порталов, укрытых от прямого
наблюдения, кое-где сохранились тяжёлые герметичные двери, вес которых в ряде
случаев достигает нескольких тонн! В некоторых тёмных внутренних помещениях,
находящихся на расстоянии до 30 метров от входа, или на удалении от жилых
кварталов, благодаря их малодоступности, сохранились остатки оборудования,
фильтровентиляционные установки, баки для воды и топлива, нары для размещения
людей, столы, стулья и другие бытовые предметы. Иногда можно встретить брошенную
документацию, графики отчётов, позывные соседних сооружений и др.
Владелец у этих сооружений был не один. На протяжении десятилетий в пределах
Владивостока строились подземелья различного назначения, и теперь, проанализировав
факты из архивных источников и тщательно отфильтрованных от мифических наслоений
показаний очевидцев, можно назвать всех творцов ныне существующих подземелий:
- Морская строительная часть императорского Российского флота;
- Инженерное ведомство императорской Российской армии (в те времена единого
Министерства обороны не существовало, и две названных организации были абсолютно
независимы друг от друга);
- торгово-промышленные компании досоветской эпохи;
- частные лица;
- церковь;
- городские службы связи, гражданского подземстроя и коммунального хозяйства
всех исторических времен;
- инженерные службы флота и армии Советского Союза, к которым впоследствии
присоединились службы Гражданской обороны;
- Наркомат и Министерство внутренних дел.
Так, например,
достаточно большим клубком мифов и легенд обросли крупнейшие из всех подземных
сооружений Приморья – укрепления Владивостокской крепости. Форты и батареи
крепости разбросаны в самых живописных местах лесопарка в пригороде и на побережье
Русского острова. Именно, чаще всего, о них ходит масса слухов, а люди, мало
знакомые с историей крепости, говорят, что именно из этих сооружений расходятся
тоннели на многие десятки и сотни километров, и доходящие, чуть ли не до Китая.
А некоторые береговые капониры и ДОТы воспринимаются как знаменитый «ход на
Русский остров из Владивостока», о котором мы поговорим позже.
В следующих обновлениях этой работы мы постараемся максимально разъяснить
и опровергнуть те существующие мифы, которыми незаслуженно покрыты существующие
подземные и оборонительные объекты.
Сейчас многие
из этих сооружений брошены и находятся в полуразрушенном состоянии. Хотя все
убежища для гражданского населения находятся под наблюдением служб ГО и ЧС,
они постепенно приходят в упадок, в них выбиваются двери, выпиливаются решётки,
сдаются на металл фильтровентиляционные установки и другие металлические предметы.
В некоторых сооружениях нашли свой приют общественно опасные элементы, такие
как наркоманы и люди без определённого места жительства, здесь могут скрываться
грабители и убийцы, а также террористы.
Хотя при достаточном финансировании и обращении на эти объекты внимания с
точки зрения развития туризма, через некоторое время они смогут не только
окупить себя, но и пополнить казну благодаря экскурсиям, проводящимся по подземному
Владивостоку. Причём, развитие туризма по подземным объектам может служить
не только цели туризма, но и патриотическому воспитанию молодёжи. На них можно
в полной мере показать, как заботились о защите Родины, как в царское, так
и в советское время.
Также, можно использовать обширные подземные залы и в хозяйственных целях.
Огромные помещения при полном восстановлении можно использовать для устройства
уникальных магазинов, супермаркетов, ночных клубов, дискозалов, а также для
своеобразных парков развлечений.
Теперь, более детально
опишем некоторые сооружения центральной части Владивостока, такие как старые
артиллерийские батареи, командные пункты и т.д.
Одной из первых батарей Владивостокской крепости была Тигровая батарея, разместившаяся
на вершине сопки Тигровой. Здесь
мы увидим остатки бетонных конструкций батареи. Вначале она была выполнена
в деревоземляном варианте, позже её перестроили в бетонном варианте. Затем,
в 1905 году, после русско-японской войны, батарею упразднили и обнесли земляным
валом в целях устройства здесь запасного укрепления. Это укрепление должно
было защищать центральную часть города от нападения со стороны Амурского залива
и п-ова Шкота. Уже в конце 1920-х годов на Тигровую сопку обратил внимание
Народный Комиссариат Обороны СССР.
Здесь предполагалось устроить пункт корректировщика огня тяжёлых железнодорожных батарей, ходивших на позицию «Эгершельд» по западной стороне п-ова Шкота. В 1929 году на сопке началось строительство командного пункта ПВО г. Владивостока. Он располагался в заглублённом двухэтажном бетонном каземате, выход из которого смотрит на Амурский залив. Сейчас мы с вами можем пройти ко входу в КП, где вы сможете посмотреть довольно большие и ухоженные помещения. Вход устроен в форме фортификационного коленчатого сквозника. Это было сделано для того, чтобы взрывная волна не выбила внутреннюю дверь и не вошла вовнутрь. Внешний проём этого сквозника оборудован герметичной дверью, защищавшей личный состав от проникновения радиоактивных и отравляющих веществ. Внутренний проём также снабжён герметичной дверью. Сразу около входа в тамбур устроен так называемый минный колодец, взорвав в котором фугас, можно было обрушить вход и не допустить прорыва неприятеля. Около входа устроены фильтровентиляционные камеры и душевая для дезактивации одежды после пребывания на заражённой местности. В помещениях, оборудованных ФВУ, личный состав мог находиться не менее 3-х суток при полном заражении окружающей территории стойкими отравляющими веществами. Здесь же находится комната командира этого командного пункта и Ленинская комната («Красный уголок»), где личный состав мог ознакомиться с агитационно-пропагандистскими и политическими материалами Советского Союза. На верхнем этаже также находится балкон, где комсостав мог размещаться во время ведения учений или при боевой тревоге и следить за планшетной картой перехвата целей.
Вниз ведёт лестница с довольно красивыми перилами. На нижнем этаже размещались радисты и связисты, поддерживавшие связь с другими КП ПВО и частями зенитно-ракетных войск. В нижнем зале находился планшет, т. е. электронная карта местности, на которой с помощью пеленгов с наблюдательных постов отражались светящиеся точки, означающие воздушную цель, её высоту, скорость, курс и размеры, а также тип летательного аппарата. У планшета стоял пульт, за которым работали наводчики и радисты. Командир определял цель, делал подсчёты и корректировки, а затем передавал данные позициям зенитно-ракетной артиллерии.
В помещениях, примыкающих к планшетному залу, размещались стенды с тактико-техническими характеристиками ракет и самолётов стран НАТО, в основном США, которые во время «Холодной войны» считались врагами СССР. Таким образом, любая вражеская цель, будь то ядерная ракета или стратегический бомбардировщик, подходящий к Владивостоку на большой высоте, уничтожалась бы, даже, не доходя до Владивостока.
На нижнем этаже также находится большой каминный зал, где личный состав мог отмечать знаменательные события, награждения и праздники. Причём камин успешно работает до сих пор!
Почти у подножья сопки, чуть выше домов офицеров Народного Комиссариата Внутренних Дел, более известных в народе, как "серая лошадь", находятся арочные бетонные входы, закрытые решёткой. Они расположены прямо напротив гостиницы "Моряк". Наверняка, многие люди, проходившие мимо и бывавшие на сопке Тигровой, думали, что это одна подземная система. Но это, совершенно, не так. Здесь в 1930-х годах, как и в других кварталах в центре города, начали строить убежище Гражданской обороны для укрытия рабочего населения Владивостока во время бомбардировок. Оно представляет собой систему трёх параллельных тоннелей длиной 80 метров каждый, с полукруглым сводом, соединённых двумя широкими перпендикулярными тоннелями для размещения людей. В небольших смежных помещениях были устроены медпункт, кухня, дизельная, фильтровентиляционная и ряд технических помещений. Выходов в другие сооружения не имеется, так как это локальный объект.
В 1970-х годах с горы Тигровой была возобновлена традиция полуденного выстрела, когда пушка, установленная на вершине, регулярно в 12:00 отмечала полдень во Владивостоке холостым выстрелом. Эта пушка, ордена Ленина и Красного Знамени, а также флаг СССР, а затем России ещё стояли на вершине горы в 1996 году. В 1997 их уже не стало.… В 1997 году расформировали часть ПВО, расположенную здесь, и Тигровая сопка стала местом выгула собак и площадкой для запуска фейерверков. Только водохранилище, расположенное здесь, охраняется до сих пор.
Рядом с выходом из командного пункта расположен наблюдательный пункт КП ПВО в виде двухэтажной бетонной башенки с амбразурами. А сейчас мы покинем Тигровую гору и направимся на п-ов Шкота, где ходили артиллерийские батареи, защищавшие Владивосток с моря в годы Великой Отечественной войны.
В 1930-х годах на п-ове Шкота предполагалось устроить железнодорожную ветку для маневрирования тяжёлых 305-мм батарей на транспортёрах, которые могли вести борьбу с линкорами противника и уничтожать технику и скопления пехоты на дальних дистанциях до 37 км, оставаясь неуязвимыми для ответного огня. В 1938 году на западной стороне п-ова Шкота была устроена позиция «Эгершельд», ставшая местом проведения тренировочных стрельб батареи № 7. Для выхода на позицию со стороны города батарея выходила под Казанским мостом на береговую линию, а затем выдвигалась севернее береговой черты к мысу Купера и начинала учебные стрельбы, во время которых в окнах близлежащих домов вылетали стёкла, и на пол падала посуда. Здесь же батарея базировалась во время Великой Отечественной войны. Когда железнодорожные батареи бездействовали, они въезжали в тоннель «им. Тов. Сталина», который являлся убежищем для транспортёров. Отсюда они могли выходить на позиции «Гнилой угол», «Горностай», «Первая речка», «Улисс». Вы можете посмотреть вниз на берег, где построены производственные сооружения. Здесь и находилась позиция батареи № 7. В склоне сопки выбито в скальном грунте убежище личного состава батареи, который мог укрыться в нём в случае воздушной бомбардировки.
Состав с транспортёрами имел свои пороховые погреба, которые хранили запас снарядов и зарядов для батареи. Они были передвижными, т. е. ходили вместе с транспортёрами, но был ещё стационарный, бетонный. Он размещался на обратном скате сопки. Давайте сейчас осмотрим его. Погреб представляет собой обширное тоннельное помещение с двумя выходами, один из которых был своеобразным конвейером для вывоза боеприпасов к грузовикам, а другой – для перемещения личного состава. Внутри погреба вдоль стен устраивались стеллажи для хранения снарядов, по краям рам которых строилось внутреннее двускатное помещение из досок, как бы внутренний барак. Между стеной этого барака и внешней бетонной стеной погреба оставался воздушный зазор для вентиляции и для предотвращения детонации во время бомбардировки. На потолке осталась двутавровая балка в виде рельса, по которой ходила электрическая таль для перегрузки снарядов и зарядов на тележку, а по краям этого хранилища устраивались специальные люки с шахтами для вытяжной вентиляции. Боеприпасы из погреба вывозились во двор с помощью тележек по узкоколейке, а затем перегружались на грузовик и везлись непосредственно на позицию батареи. Позже, уже в 1940 году после строительства рядом подземного торпедного комбината ТОФ, седьмая батарея стала мешать самому флоту, поскольку доставляла определённые неудобства при заходе на позицию. К сожалению, сейчас огромный комплекс торпедного комбината недоступен для осмотра, т. к. он до сих пор используется Тихоокеанским флотом.
Здесь боеприпасы только хранились, но во время Великой Отечественной войны их собирались производить на бывшем сверхсекретном подземном заводе в районе ул. Пушкинской, куда мы с вами сейчас отправимся.
Недалеко от вокзала морских прибрежных сообщений находятся достаточно известные многим жителям Владивостока входы под землю, но немногие знают, что там было, и что собирались делать. Никто точно не может сказать, когда началось строительство этих сооружений. Более вероятно, что комплекс стали строить ещё в начале 1940-х годов, незадолго перед войной и предполагали использовать его как подземный военный завод глубокого заложения. Здесь под ул. Светланской пробили два горизонтальных 100-метровых тоннеля для установки производственного оборудования, и устроили помещения для проживания людей с отхожими местами. Вдоль тоннелей проложили узкоколейную железную дорогу для перегрузочных тележек. Для подъёма боеприпасов наверх в конце тоннелей сделали вертикальную шахту высотой 28 метров и наверху поставили лифтовой механизм для грузовой платформы. Готовые боеприпасы должны были вывозиться через верхние ворота и грузиться на машины. Строились эти тоннели в условиях чрезвычайной секретности, по ночам. Все работы производились военными строителями и военными инженерами, а не заключёнными или японцами, которых потом якобы расстреливали! Ни одна машина с грунтом или деревом не проезжала по улицам города открыто или днём, стройматериалы подвозились только ночью с потушенными фарами. Соблюдались все правила свето- и звукомаскировки, даже жители ближайших домов мало знали об этом строительстве, а те, кто знал, никогда не рассказал бы, так как в то время был очень силён патриотизм. К сожалению, никакого заводского оборудования здесь так и не установили, и неоконченный комплекс остался на некоторое время в законсервированном состоянии.
Уже во время «холодной войны», в 1950 – 1960-х годах, заброшенные подземные помещения завода обследовала комиссия ТОФ на предмет пригодности данных коммуникаций для устройства в них главного командного пункта ТОФ во время ядерной войны. И комиссия нашла, что действительно можно успешно защититься от ядерного взрыва и проникающей радиации, так как тоннели расположены на глубине около 20 м от поверхности земли и здесь можно разместить весь командный состав Тихоокеанского флота. В конце 50-х годов ХХ столетия «военный завод» прошёл переоборудование и модернизацию и стал использоваться как убежище для рабочих ВСЗ № 178. Были пробиты дополнительные входы на берегу, через которые мы с вами вошли вовнутрь, устроена система фильтровентиляции, снабжённая мощными жестяными коробами прямоугольного и круглого сечения, протянувшимися под потолком, которые сейчас вы видите на полу. Два тоннеля приспособили для размещения большого количества людей, сделали нары для отдыха, соединили тоннели перпендикулярными ходами сообщения, добавили уборную на 20 персон и пробили вертикальный вентиляционный ствол, выходящий у Владивостокского Художественного училища. Даже провели водопровод и начали пробивать дополнительную штольню в северном окончании комплекса у верхней лифтовой платформы. Взорвали скалу, установили крепи, но завершить начатое так и не успели ввиду невостребованности помещений.
В 1970-1980-х годах завод стали использовать как хранилище продовольствия для частей Тихоокеанского флота. В частности, подводники, базировавшиеся в бухте Улисс, получали здесь картофель и консервы. Причём охрана у этих хранилищ стояла довольно сильная для мирного времени!
К сожалению, этот уникальный подземный комплекс так и остался неоконченным постройкой и давно не используется. Хотя здесь можно было приспособить для использования как военный или гражданский объект, например, как подземный узел связи, который находится у подножья горы Холодильник, куда мы сейчас отправляемся.
Среди жителей и гостей Владивостока ходит стойкое мнение, что все подземные сооружения в городе имеют громадную длину и этажность и связаны между собой системой лабиринтов, которые выходят, чуть ли не в пригород Владивостока. Особенно в этом отношении прославилась гора Холодильник, о которой ходит множество легенд и мифов. Говорят, что из горы идут тоннели шириной в два грузовика, которые выходят то ли у Раздольного, то ли на бухте Тихой, то ли на Русском о-ве, то ли.… Нет необходимости указывать ещё и ещё места выхода этих «тоннелей», но горячая фантазия людей, распространяющих эти слухи, рисует своеобразную гигантского сеть, нити которой упираются практически во всё побережье и доходят почти до Китая!! Слух о подземном ходе из горы Холодильник порождён ещё тем, что кто-то из несведущих людей увидел на старой карте расположения Владивостокской крепости длинную ломаную черту, протянувшуюся от Амурского до Уссурийского залива и соединившую собой все укрепления линии обороны проекта 1899 года. На самом деле эта черта хоть и соединяла укрепления, но была ни чем иным, как земляная ограда в виде рва и земляного вала, которая являлась промежуточной оборонительной линией от прорыва неприятеля, и которая обстреливалась с противоштурмовых пушек, установленных на укреплениях и межфортовых сухопутных батареях. Также есть вторая версия - люди пространственно объединяют тоннелем с глубокой лифтовой шахтой войсковые части, две, из которых находятся у подножья сопки, а одна - на вершине, хотя эти части не имеют никакого отношения друг к другу...На самом же деле в горе Холодильник хоть и есть подземные сооружения, но они не выходят ни за пределы города, ни на его побережье, и даже, за пределы самой горы. Часть подземных сооружений укрыта за теми массивными бетонными порталами, которые охраняются военными. Здесь базируется Приморское соединение ПВО. Под большой толщей скального грунта надёжно укрыты все жизненно важные рабочие помещения. Неподалёку от этих порталов, сразу у дороги находятся два небольших входа с металлическими дверями. Сейчас мы войдём внутрь и увидим то, что порождает у людей слухи о невероятных подземных лабиринтах. Это бывший подземный узел связи железнодорожного узла «Первая Речка». Время его постройки относится к 1970-м годам. В разное время здесь располагались вспомогательные подземные помещения ГО и ЧС. Внутренние тамбуры снабжены такими же герметичными дверьми, как и КП на сопке Тигровой. Дальше идёт ряд помещений, среди которых есть два подковообразных зала для размещения людей. Убежище оборудовано туалетами на несколько персон, здесь есть мощная фильтровентиляционная камера и отопительная система. Вы видите, что никаких дальних тоннелей, и тем более лабиринтов здесь нет, и не было. Самая интересная достопримечательность этого убежища – сейф для выдачи личного стрелкового оружия начальствующему составу узла связи. На стенах помещений до сих пор остались распределительные щиты для телефонных кабелей, расходящихся отсюда по разным направлениям. Убежище надёжно защищено скалой, толщина которой над крайней точкой тоннелей составляет около 48 метров. Никакой ядерный взрыв, даже если бы он произошёл в районе Снеговой, не мог задеть глубоко залегающие коммуникации. Причём входы в убежище устроены на южной стороне горы, т. е. на стороне, противоположной направлению сухопутной атаки и предполагаемого направления обстрела. Это особенно интересно, поскольку эти подземные сооружения строились уже в эпоху ракетно-ядерного вооружения, и предполагать пехотную атаку с суши было уже нелогично! Вы убедились, что никакого подземного хода из горы не существует, и он не выходит ни к бухте Тихой, ни на Горностай, ни на бухту Улисс, где большие бетонные входные порталы также дают основание думать, что мифический подземный ход под Владивостоком выходит именно туда. Давайте сейчас убедимся, что никакой ход не идёт к бухте Улисс и не соединяет гору Холодильник с п-овом Голдобина. Сейчас мы с вами посетим эти порталы, и вы увидите, что там находится.
Мы находимся в районе мыса Анна или почти на самой южной оконечности п-ова Муравьёва-Амурского. Впереди раскинулась бухта Улисс со стоящими в ней дивизионом малых ракетных катеров и бригадой дизельных подводных лодок «Варшавянок». С юга бухту ограждает полуостров Назимова, где располагалась позиция тяжёлых железнодорожных батарей «Улисс», о которых мы уже знаем. И вот у самого места базирования ракетных катеров, у КПП дивизиона, в скалу врезаны два массивных бетонных портала, чуть меньше тех, которые есть в г. Холодильник. За ограждением воинской части видны ещё два портала, которые используются военными. Предлагаю войти вовнутрь и осмотреть подземные помещения, но вначале немного истории. Итак, мы у входа в тоннели, которые были построены в 40-х годах ХХ века, т. е. во время Великой Отечественной войны. Предназначались эти сооружения для размещения командного пункта соединения подводных лодок и торпедных катеров. Здесь были устроены резервуары для воды и дизельного топлива, построен внушительного размера дизельный зал, куда установили 8-цилиндровый судовой дизель и электрические насосы для перекачки масла. Уже после Великой Отечественной войны сюда перебралось всё начальство соседних соединений ТОФ на случай, если вдруг снова начнётся война. А теперь давайте войдём. У самого входа тоннели разветвляются, и один идёт налево, другой – прямо. Пройдя налево, мы увидим ряд небольших комнат, в которых когда-то стояла радиотелефонная аппаратура. В комнатах сидели радисты и электротехники, следящие за этой аппаратурой. Рядом стоял главный распределительный щит с высоковольтными кабелями. Впереди находятся два зала – один старый, торпедный, другой – дизельный. Здесь пока ещё сохранились остатки восьмицилиндрового дизеля, а один цилиндр даже остался с поршнем!
На выходе из дизельного зала есть поворот на параллельный выход из комплекса, здесь же находится помещение с резервуаром, из которого 35-метровая вертикальная коммуникационная шахта с трубами ведёт на поверхность земли. На полу старых тоннелей ещё остались рельсы от узкоколейки, которые частично выбиты, а сами бывшие погреба превращены в маслонасосную станцию. Здесь также была «Ленинская комната» и секретная комната. Небольшой кубрик с деревянной обшивкой – комната командира этого пункта. Этот подземный командный пункт никогда не подвергался воздушным налётам и воздействию проникающей радиации, но это нисколько не умаляет его значения. С этого командного пункта осуществлялось руководство всеми операциями бригады подводных лодок ТОФ, совершавших автономки у берегов США во время «холодной войны»!
Итак, уважаемые посетители подземелий, сегодня вы убедились, что никаких связанных между собой громадных «катакомб» с многокилометровыми тоннелями, выходящих на пустыри и в пригород, не существует. Слухи о таинственных ходах в центре города появились на свет благодаря существованию именно таких сооружений времён «холодной войны»!
Я предлагаю немного отдохнуть и отвлечься от сегодняшней изнурительной "экскурсии" на старом, но всё равно интересном объекте бывшей Владивостокской крепости – Петропавловской мортирной батарее, расположенной на п-ове Назимова, откуда открывается великолепный вид на море и Русский остров, и где вы сможете развеять вашу усталость от путешествия по подземным сооружениям города Владивостока! Батарея эта располагается на вершине холма на п-ове Назимова, рядом с Центром Управления Движением Судов в заливе Петра Великого.
Если у Вас возникли вопросы, предлагаем воспользоваться электронной почтой и задать их. Все ответы будут опубликованы на специальной странице "Вопрос-ответ"! Мы ждём вас ещё, на другие маршруты, о которых вы сможете не только прочитать, но и побывать! Я надеюсь, что вам понравилось путешествие по местам боевой славы нашего Дальневосточного военного округа, который самим своим видом сдерживал неприятеля от нападения на Дальний Восток в годы Великой Отечественной и «холодной» войн!
Спасибо!