Материал
написан со слов бывшего командира 20-го УРа (Барабашского) УРа,
Мокренца Сергея Григорьевича, служившего в УРе в 1980-х г. Рассказ приводится
без изменений.
Часть 2. Эх, дороги...
В то время все дороги от поселка Раздольное и до самого Хасана были грунтовые, отсыпанные гравием. Такая же ситуация была и во всех населенных пунктах вдоль этого маршрута, включая и Барабаш. Езда по таким дорогам была делом мучительным. Более менее можно было ехать, если перед этим по дороге прошел грейдер. Верхом цивилизации считалась трасса Владивосток, Уссурийск. С выездом на эту трассу мгновенно настроение менялось к лучшему. И даже редкие выбоины на асфальте этого шоссе после езды по маршруту Барабаш, Раздольное уже никак не могли испортить настроение. Местные острословы придумали условную единицу качества приморских дорог ЖУС (жопо-удары в секунду). Если по дороге прошел грейдер, то шутили: дорога примерно на 5-10 ЖУСов, а если грейдера давно не было, говорили: дорога на 100 ЖУСов.
Основной городок укрепрайона в поселке Барабаш действительно был настолько ухожен, что комиссии из округа и 5 Армии говорили: «У вас здесь своя Швейцария». Первое хорошее впечатление приезжающие получали, сворачивая с грунтовой барабашской улицы на добротную бетонку длиной около 25-30 метров, ведущую к КПП укрепрайона. Все дороги в городке были бетонные. Даже часть дорог в парке боевых машин была с твердым покрытием. А если есть хорошие дороги, то и общий порядок поддерживать можно. На крутом склоне сопки Лысой напротив нашего городка политработники (конечно же, солдатскими руками) выкладывали белыми камнями «животрепещущие» для того времени призывы и лозунги ЦК КПСС. На крутом зеленом склоне они смотрелись здорово, если не вдумываться в их содержание. В городке было много зелени, цветов. Общая чистота городка, его ухоженность привлекала и радовала глаз.
Руководство 20 УР с женщинами-военнослужащими. 8 марта 1985 г. Сергей Мокренец в центре (в фуражке)
Второй городок 803 ОПУЛАБ находился в Погран-Петровке у самой контрольно-следовой полосы. В 1984 г. в нем были три солдатские казармы - одна еще довоенная из камня и две – сборно-щитовые деревянные, небольшой штаб еще довоенной постройки, караульное помещение, солдатская столовая да десятка полтора-два двухквартирных деревянных домов для офицеров и прапорщиков батальона. Техника хранилась в небольшом парке боевых машин.
Подъездная дорога к батальону была в страшном состоянии. Осенью 1984 г. какое-то дорожно-эксплуатационное управление края начало отсыпать дорогу от Барабаша до села Овчинниково и в общем-то сделало неплохую дорогу с щебневым покрытием. Но дальше от Овчинниково до Погран-Петровки прокладка дороги в планы работ не входила, работы не финансировались и никого не волновало, что в том городке обитало более четырех сотен людей и каждый день нужно было по бездорожью детей в Барабаш в школу и обратно возить. До Овчинниково дорога проходила вдоль южного берега реки Барабашевка, а сразу за Овчинниково нужно было по броду переезжать речку, потом еще пару впадающих в нее ручьев и добираться до городка Погран-Петровка практически по танковому маршруту, а не по дороге. Движение по этому маршруту было возможным только в сухое время года. Когда срывались тайфуны и прилично дождило, вся вода шла с окружающих сопок по впадающим в Барабашевку ручьям и превращала мелководную речушку в растревоженного зверя. Китайское название реки было Монгугай. Правда или нет, но ходила легенда, что Монгугай переводилось как «спящий тигр». Так вот, когда Барабашевка наполнялась водой, это было нечто. Бурные потоки воды несли поваленные деревья, кусты. Скорость течения и глубина речки становились такими, что о преодолении ее вброд даже на тяжелых грузовиках и думать не надо было. В такие дни Погран-Петровка оказывалась полностью отрезанной от «большой земли» и приходилось в штабе 5 Армии запрашивать вертолеты для связи с городком.
Офицеры
803 опулаб (Погран-Петровка) у памятника Петру Овчинникову 9 мая 1985 г.
Сидят слева направо: ст.л-нт Морозов А.Н., ст.л-нт Араблинский А.Г.,
к-н Борисенко А.В., ст.л-нт Башкатов В.М., ст. л-нт Ерошкин Ф.Ю.
Стоят 1 ряд: л-нт Мостовой Б.Н., к-н Корянов В.В., ст. л-нт Курьянов
А.Н., м-р Горбачев В.П.(нач. штаба опулаб), м-р Блинов В.А.(замполит опулаб),
м-р Кравченко В.П. (командир 803 опулаб), ст.л-нт Богачев А.Н., ст. л-нт
Чуйко С.В.
2 ряд: ст.л-нт Ахмадиев А.М., к-н Кашкин С.Д., к-н Степченко А.В.,
л-нт Шлихт А.Н., к-н Шепелев В.В., ст.л-нт Мурзак В.Н.
Где-то в сентябре 1984 года ко мне на прием попросился прораб дорожно-эксплуатационного управления, которое отсыпало дорогу на Овчинниково. В кабинет зашла мужеподобная тетка в ватнике, кирзовых сапогах. Грубым прокуренным голосом представилась. Она рассказала мне о строительстве дороги, пожаловалась, что скоро начнутся дожди, а они не укладываются в сроки. Она запросила у своего руководства дополнительное количество людей и технику для окончания работ, просьбу ее удовлетворили. Теперь у нее были люди, техника, вагончики для размещения людей, а кроватей не было. Она попросила дать ей на время десяток солдатских кроватей. Я решил ей помочь, но с выгодой для укрепрайона, и предложил ей: я даю кровати в долг, а они отсыпают дорогу до Погран-Петровки. Тетка похохотала и сказала, что такой бартер не проходит. Мои десять кроватей, ни в какой мере не могут быть серьезной поддержкой для нее, чтобы взамен отсыпать такой кусок дороги. Договорились, что она сразу за Овчинниково положит на речке пару железобетонных труб, а поверх них оборудует мост для проезда машин и не более того. Первое время этот мостик еще действовал, но со временем после нескольких тайфунов трубы забились лесом, камнями, кустарником и превратились в дамбу. Вода нашла обходные пути, а трубы так и остались лежать посредине Барабашевки.
Вот такими я увидел городки и
дороги между ними в 1984 году, когда принимал командование укрепленным районом.
Потом состоялось мое знакомство с позициями АПК и РТОТ.
Уважаемый Сергей Григорьевич! Огромное Вам спасибо за цикл столь содержательных и "живых" рассказов, которые Вы разрешили нам к публикации!