Рождение новой береговой обороны Дальнего Востока.

     Когда на территории Приморья завершалась Гражданская война и интервенция, успехи НРА ДВР и резкое ухудшение внутреннего и международного положения Японии вынудили японское правительство пойти на переговоры, на этот раз не только с ДВР, но и с РСФСР. В начале сентября 1922 года в маньчжурском городе Чаньчун открылась конференция представителей Японии и объединённой делегации ДВР и РСФСР. Ещё до созыва конференции японцы объявили о полном выводе своих войск из Приморья к 1 ноября 1922 года. Делегация ДВР-РСФСР потребовала вывода японских войск также и с Северного Сахалина, но японцы отвергли это требование. В ответ большевики 26 сентября прервали своё участие в Чаньчунской конференции. В два часа дня 25 октября 1922 года стоявшие в бухте Золотой Рог корабли японской эскадры с последними экспедиционными войсками на борту подняли якоря и стали выходить в открытое море. Японцы задержались на острове Русском, но через несколько дней ушли и оттуда. В тот же день, 25 октября, в четыре часа дня, войска НРА торжественно, без единого выстрела, вступили в город Владивосток, население которого приветствовало своих освободителей от интервентов. Гражданская война на Дальнем Востоке завершилась. После окончания Гражданской войны в октябре 1922 г. под давлением командования японских войск, осуществлявших интервенцию на Дальнем Востоке, было подписано соглашение о демилитаризации Владивостока. В 1923 году Владивостокская крепость, согласно этому договору, была упразднена, и оставшееся артиллерийское вооружение демонтировали.

     К концу 1920-х годов международная обстановка резко обострилась и полное соблюдение соглашения стало серьёзно угрожать безопасности советских дальневосточных территорий. Осенью 1931 г. возникла опасная военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке СССР: Япония начала широкомасштабные военные действия в Манчжурии против китайских войск. В феврале 1932 г. японцы заняли Харбин, а к концу года вышли на линию советско-китайской границы. Ситуация становилась для СССР угрожающей. Высшим политическим руководством страны стали приниматься срочные меры. Помимо увеличения численности Приморской и Забайкальской группы войск, на Дальневосточной границе стали проводиться работы по устройству долговременных фортификационных рубежей обороны. В первую очередь на старых позициях крепостных батарей вновь установили 120-мм и 152-мм орудия. Для обслуживания этих батарей была сформирована 9-я артиллерийская бригада, командиром которой стал Плотников С. Д., комиссаром – Руднев С. В., впоследствии Герой Советского Союза. А пока на Дальнем Востоке разворачивалось первое, после демилитаризации, масштабное оборонительное строительство, берег нужно было как можно скорее прикрыть дальнобойными орудиями от внезапного нападения флота противника. Наиболее быстро можно было перебросить во Владивосток пушки, установленные на железнодорожных транспортёрах.

     В начале 1932 года первыми на Тихоокеанское побережье прибыли батареи № 1 (2-203-мм), № 2 (3-152-мм), № 3 (2-130-мм), которые составили 5-й морской железнодорожный отдельный артиллерийский дивизион (2). Вначале батарея № 1 занимала позицию у мыса Эгершельда в торговом порту, на восточном берегу полуострова Шкота, но позже её перевели на побережье б. Улисс, куда проложили специальную железнодорожную ветку. Позиции для батарей №№ 2 и 3 разместили на западном берегу п-ова Шкота, для чего воспользовались железнодорожной веткой, проходящей под Казанским мостом. В 1934 году на Ленинградском металлическом заводе спешно велись работы по изготовлению трёх железнодорожных транспортёров ТМ-1-14. Для них использовали 356-мм орудия с недостроенного линейного крейсера «Измаил», а на Николаевских государственных заводах им. А. Марти завершили изготовление шести железнодорожных артиллерийских установок ТМ-2-12, составивших батареи № 7 и 8. Для их изготовления использовали орудийные станки бывших линейных кораблей Черноморского флота «Святой Евстафий» и «Иоанн Златоуст», а также запасные орудийные 305-мм стволы длинной 40 калибров изготовленные в Англии фирмой «Виккерс» в 1915 – 1917 гг. В 1934 году, тяжёлые железнодорожные артиллерийские установки ТМ-1-14 (3-356 мм), ТМ-2-12 (3-305 мм), ТМ-3-12 прибыли во Владивосток. Они могли почти на равных вести бой с новейшими линкорами противника. Эти транспортёры составили тяжёлые батареи №№ 6, 7, 8. Батареи ТМ-1-14, ТМ-2-12 и ТМ-3-12 имели трёхорудийный состав и по структуре мало отличались друг от друга. Перегон целых батарей по линии Николаев – Ленинград – Дальний Восток был обычным делом. Первые три транспортёра ТМ-1-14 (батарея № 6) были отправлены из Ленинграда на Дальний Восток в ноябре – декабре 1933 г. Батарея была отправлена в составе 3 эшелонов (всего около 60 единиц). За сутки батарея проходила 300-350 км. Батарея шла через Череповец, Вятку, Пермь, Иркутск, и далее по Транссибирской магистрали до станции Первая Речка, на которую она прибыла 17 декабря 1933 года. Руководил перегоном военный инженер Бакулин. Железнодорожные батареи на тот момент являлись важнейшим средством борьбы с флотом противника.

     Необходимо дать краткую характеристику конструкции батарей. В состав каждой батареи входило три орудийных транспортёра, около 20 теплушек различного типа (погреба, мастерские, силовая станция, батарейный пост), 2 классных вагона, 3 автодрезины для связи и разведки пути, бронедрезина с пулемётом и другие подвижные средства. По штату мирного времени в батарее числился 331 человек, из которых 18 человек – старший командирский состав; орудийный транспортёр обслуживали 50 человек. Первые батареи располагали следующими средствами связи: передатчиком «Град» и приёмником «Ветер», приёмопередатчиком «Штиль», передатчиком «Бухта» и приёмником «Куб-4», а также приёмопередатчиком «Рейд». Позже стали использоваться и передатчики «Бриз» (3). Стрельба железнодорожной батареи могла вестись двумя способами: с железнодорожного пути и со стационарной позиции. Стрельба с пути могла быть относительно эффективной только по наземным и по очень медленно двигающимся морским целям. Стационарные позиции в виде бетонных оснований строились исключительно для борьбы с морскими целями. На Тихоокеанском побережье строилось четыре позиции в районе Владивостока.

     Основание представляло собой бетонный массив размерами 16 x 16 x 3 м, в центр которого был вмурован железный каркас (закладные части). В центре фундамента имелась стальная фундаментная плита, вокруг неё укладывался стальной круговой погон под задние катки главной балки транспортёра. Железнодорожный транспортёр по рельсам, уложенным в бетон, заезжал на основание. Затем от транспортёра опускалось возимое основание (опорный цилиндр), нижняя часть которого крепилась болтами к закладным частям бетонного основания. Далее из-под транспортёра выкатывались тележки, и транспортёр опирался только на возимое основание и два задних катка. Возимое основание состояло из двух частей: верхней вращающейся и нижней неподвижной, между которыми располагался шаровой погон со 152-мм шарами, на которых вращалась установка.

     Таким образом, транспортёр превращался в классическую береговую установку на центральном штыре, которая обладала рядом преимуществом перед рельсовой артсистемой, особенно при стрельбе по движущимся целям. Со стационарной бетонной позиции батарея могла вести огонь на 360о. В комплекс позиции входили два основных и два запасных железнодорожных пути, три бетонных основания, расположенные в шахматном порядке на расстоянии 100 м друг от друга, железобетонная постоянная вышка высотой 28, 6 м для размещения батарейного поста.

     Командный пост батареи представлял собой мощную, заглубленную в землю бутобетонную одноэтажную постройку. Здесь было помещение, где размещался командный состав батареи, стояли столы с картами, приборы определения дистанции и другие электротехнические приспособления для ведения огня. Помещение увенчивалось бетонной башенкой со смотровыми щелями для наблюдения. В башню вела лестница. Там стоял дальномер и приборы центральной наводки и работал управляющий огнём батареи. Данные о цели передавались по кабелю в центральный пост батареи, размещённый в специальном вагоне. Обычно бетонные позиции железнодорожных батарей были открытые и закрытые. Их строили на таком расстоянии от моря, что они не просматривались с кораблей. Например, позиция «Вампаусу» для батареи № 8, расположенная в Шкотовском укреплённом секторе, построена в средней части холма, на расстоянии около 2 – 2, 5 км от береговой черты. Командный пост вынесен вперёд от позиции, и расположен на расстоянии около 1 км от берега. Капитальные компосты строились на каждой стационарной позиции железнодорожных батарей. Помимо бетонных постов, каждый состав имел ещё разборный батарейный пост в виде деревянной вышки. Сборка и установка вышки занимала около 30 минут. На вышке помещались 6-метровый стереоскопический дальномер и приборы центральной наводки (3).

     К 1934 г. была сооружена база железнодорожной артиллерии в долине р. Первая речка и подготовлена позиция «Гнилой угол» в долине р. Объяснения. Ветку в «Гнилой угол» пришлось построить специально. Была также сооружена позиция «Эгершельд». Для обеспечения быстрого манёвра артиллерийских систем в 1933 - 1935 гг. пробили специальный железнодорожный тоннель «имени товарища Сталина» длиной свыше 1,3 км. В конце 1934 г. батареи № 7 и 8 прибыли во Владивосток. Позднее, в 1935 году, батарею № 8 перевели на восточное побережье Уссурийского залива, где для неё оборудовали новые позиции у станции Дунай («Дунай») и у села Подъяпольское («Вампаусу»).

     Во время Второй Мировой войны на Дальзаводе во Владивостоке были изготовлены новые железнодорожные артиллерийские установки на базе 130-мм пушек Б-13-2с. Ими укомплектовали батареи вновь сформированного 222-го морского железнодорожного артиллерийского дивизиона. Все железнодорожные батареи были объединены в 12-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду. В августе 1945 г. 130-мм пушки 222-го дивизиона участвовали в боевых действиях с Японией на суше, находясь у железнодорожной станции Гродеково.

     Одновременно силами строительных организаций Отдельной Краснознамённой Дальневосточной Армии (ОКДВА) на старых крепостных артиллерийских позициях начали оборудование батарей №№ 904, 912, 913, 921, 922, 923. Все батареи вооружались 120-мм пушками Майдзуру и 152-мм пушками Канэ. В бухте Воевода на Русском острове поставили батарею № 911 на 4-305-мм гаубицы для обстрела акватории Амурского залива. По сути, это была самая бесполезная батарея в береговой обороне, так как огонь этих гаубиц мог затруднить только высадку десанта, но для стрельбы на большие дистанции и по движущимся морским целям такие орудия были совершенно непригодны.

     Первой долговременной береговой батареей, возведённой на острове Шкота на месте начатой постройкой крепостной батареи № 363 на четыре 254-мм орудия, была батарея № 904 на четыре 152-мм пушки Канэ. Огневая позиция батареи состояла из двух железобетонных орудийных блоков, на две пушки каждый, и бетонного командного поста. Каждый орудийный блок представлял собой заглублённую в землю казематированную постройку. Внутри блоков размещались погреба боезапаса, помещения личного состава, казематы подачи и котельные. Окна подачи снарядов из погребов к орудиям находились ниже уровня орудий, поэтому для перемещения боезапаса использовались подъёмные элеваторные машины. Орудийные дворики находились прямо на «крыше» погребов и составляли с блоками единый массив. Входы в орудийные блоки были прикрыты от проникновения взрывной волны специальными фортификационными тупиками с продухами, то есть, тамбурами-сквозниками, один из выходов которых был сделан в виде узкой щели. Это было спроектировано так, чтобы взрывная волна проходила через узкий продух, и не выбила дверь. Все помещения орудийных блоков имели коллективную противохимическую защиту, между помещениями ставились лёгкие деревянные переборки с дверями. В настоящее время большинство металлических конструкций, включая подъёмники боеприпасов, не сохранились.

     Для управления огнём батареи был возведён двухэтажный железобетонный командный пост, аналогичный таковому на стационарных позициях железнодорожных батарей. В нижнем, техническом, этаже компоста располагался силовой агрегат в виде дизель-генератора, предназначенный для обеспечения электроэнергией приборов управления артиллерийским огнём (ПУАО). В верхнем этаже располагались служебные помещения, и отсюда шла лестница в бетонную командирскую рубку в виде бетонной башенки, оборудованной смотровыми щелями для наблюдения. В тылу огневой позиции батареи располагалось помещение силовой станции, а чуть ниже, по склону сопки, находился жилой городок артиллеристов. Городок артиллеристов состоит из нескольких зданий. Особая ценность батарейного комплекса определяется ещё тем, что впоследствии новых долговременных 152-мм батарей под Владивостоком не строили, и это первая, наиболее мощная долговременная батарея в возрождающейся береговой обороне Дальнего Востока после демилитаризации Владивостока.

     Основным средством борьбы с крупными кораблями противника на подступах к Владивостоку были береговые батареи крупного калибра. И в мае 1931 года Реввоенсовет СССР принимает решение о строительстве новых батарей. 1 апреля 1932 года начальник Морских сил РККА СССР В. М. Орлов утвердил технические задания на строительство крупнокалиберных батарей под Владивостоком. Это были батареи №№ 982 и 902 на Русском острове и № 901 на о. Попова, вооружение которых составили двенадцать новейших 180-мм артиллерийских установок МО-1-180.     

Тогда же построили мощнейшую на Тихоокеанском флоте башенную береговую батарею № 981 им. Народного Комиссара обороны тов. Ворошилова, которая состояла из двух башен по 3-305-мм пушки длиной 52 калибра. Башни и станки орудий для этой батареи сняли с линейного корабля “Михаил Фрунзе” (бывший "Полтава"). Все тяжёлые батареи поставили на закрытых позициях и оборудовали большим количеством бетонных и подземных сооружений новейшей конструкции. Тогда же построили батарею № 924 на м. Голдобина, четыре 120-мм пушки которой разместили на бетонном массиве одной из самых старых батарей Владивостокской крепости, а на о. Скрыплёва в целях противокатерной обороны позднее построили батарею № 101 на 6 - 75-мм пушек Канэ.

     Наиболее мощными, способными бороться с кораблями противника береговыми батареями были батареи 180-мм орудий. На вооружении этих батарей стояли 180-мм открытые щитовые установки МО-1-180 с пушкой Б-1-П. Все 180-мм батареи строились по типовым проектам, и не отличались особенными изменениями друг от друга. Поэтому необходимо дать описание конструкции такой батареи. Орудия 180-мм батарей могли стрелять снарядом, весящим 97 кг на расстояние до 37 км. Каждая батарея состояла из двух основных частей - огневой позиции и командного поста (КП).

     Огневая позиция состояла из четырёх орудийных блоков, размещаемых на одной линии на расстоянии около 60 м друг от друга. На одном из флангов огневой позиции, на расстоянии около 80 м возводили блок силовой станции. На некотором отдалении от позиции строился командный пост. Все блоки и компост соединялись между собой сводчатой коммуникационной потерной глубокого заложения, проходящей на глубине 8 - 12 м. 180-мм батареи располагались на закрытых позициях, за пределами видимости противника. Все блоки огневой позиции и командный пост должны были выдерживать прямое попадание 203-мм снаряда. Орудийный блок представляет собой заглубленное в землю одноэтажное железобетонное казематированное сооружение, на «крыше» которого располагался орудийный дворик. Внутри блоков находились снарядные и зарядные погреба, подъёмники для передачи боеприпасов в дворик, а также другие вспомогательные помещения. Входы в блоки прикрывались коленчатыми сквозниками. В центральной части блока, почти под орудийным основанием размещался люк, ведущий в шахту потерны. Прямые своды блоков усилены изнутри противооткольными конструкциями. Орудийный дворик представляет собой прямоугольную в плане площадку, прикрытую с трёх сторон бруствером, в центре которой размещалась орудийная установка. В бруствере имеются четыре ниши - две для снарядов и две для полузарядов. Это так называемые кранцы первых выстрелов. Также в брустверной стенке имеются два сдвоенных окна для подачи снарядов и зарядов из погребов. Снаряд выкатывался на металлический подготовительный стол, примыкающий вплотную к верхнему проёму. Затем 97-килограммовые снаряды подавали к орудию вручную, для чего выделялись двое особо крепких физически краснофлотцев, которым за выполнение этой очень тяжёлой работы полагался дополнительный продовольственный паёк. Полузаряды также подавали к орудию вручную.

Орудийная установка МО-1-180 закрывалась башенно-подобным коробчатым щитом, наведение орудий могло производиться как вручную, так и с помощью электродвигателей. Толщина лобовой брони составляла 10 см, боковой брони и крыши 5 см, заднего свеса – 2, 5 см. Описание современного состояния батареи № 902, вооружавшейся артиллерийскими установками МО-1-180, можно прочитать в статье «Связь времён».                                                                                                                                           


 

Hosted by uCoz