12 января 2003 года
Утро 12 января было тёплым. Отряд ВИНДК «Эскарп», состоящий из двух человек отправился на форт Линевича. Сбор отряда был на остановке «Луговой», потом группа отправилась на бухту Тихую. Приехав на форт Линевича, мы осмотрелись и поняли, что здесь делать нечего, всё было уже изучено, и так как на часах было только 10:00, то отряд решил поехать на Русский остров. К 12:40 группа была уже на Канале и дальше по замёрзшей бухте Новик пошла пешком. Весь лёд бухты был усеян рыбаками, которые на машинах и пешком добирались до своих лунок, чтобы наловить свежей рыбы. На повороте дороги у мыса Экипажного отряд сел на армейский КАМАЗ. Внутри сидели несколько военных, которые охотно пообщались с нашим отрядом, дали несколько советов и рекомендаций и пожелали успехов в изучении Владивостокской крепости. КАМАЗ довёз нас до развилки у Ворошиловской батареи, мы попрощались с дружелюбными военными, и дальше КАМАЗ поехал направо, к себе в часть, а наш отряд двинулся пешком в сторону батареи № XIX. Через 40 минут мы дошли до этой батареи, которая была излюбленным местом отдыха ВИНДК «Эскарп». Необходимо дать краткую справку батарее № XIX, так как это одна из двух батарей подобного типа в России. В 1914 году здесь, на мысе Вятлина предполагалось построить береговую батарею на две двухорудийных башенных установки МБ-2-12. Погреба для установок собирались расположить в тоннелях, глубоко под землёй, откуда боеприпасы поднимались к башням с помощью специальных элеваторов. Впереди башенных блоков должен был быть построен командный пост, а в тыльной части батареи, в глубоком котловане, была намечена к постройке силовая станция. Все сооружения должны были соединяться потернами. К сожалению, батарею так и не построили, в связи с начавшейся Первой мировой войной башни вместо Владивостока переадресовали в крепость Батум. Пещерные и скальные выработки не отделали бетоном, и батарея так и осталась недостроенной. Комплекс батареи состоит из двух больших котлованов для башенных блоков, котлована для компоста и котлована для силового блока. От пещер башенных блоков отходят тоннели к погребам. Оба блока соединяются пещерными выработками между собой, и два тоннеля выходят к котловану силового блока. Некоторые пещеры уже засыпаны, поэтому ходить здесь нужно очень осторожно. Вообще, длина всех пещер довольно большая, и эта уникальная батарея представляет особый интерес для туристов. Так как в лесу лежал снег, то бетонная площадка в котловане силового блока, где мы обычно ставили палатки, выглядела как ровное белое поле. Здесь ещё лежали брёвна от нашего кострища, которое мы устраивали в центре площадки. Недолго думая, мы приготовились для привала. Мы собрали дрова, приготовленные ещё в октябре прошлого, 2002 года, принесли их к кострищу и приступили к разжиганию костра. Вся нехитрая еда отряда состояла из двух банок тушёнки, двух пачек сублимированной лапши «Доширак», двух литров воды и одной булки хлеба. Ребята быстро разожгли костёр, вскипятили воду, залили лапшу, заварили чай и в 15:18 приступили к трапезе. В 15:35 привал был закончен, и отряд приступил к водным процедурам, в ходе которых, мы искупались в море, растёрлись снегом и в снегу же покувыркались. Потом оперативно собрались, и в 15:55 отряд начал выдвигаться с позиции девятнадцатой батареи по направлению к паромной переправе.
В 16:15 ребята были уже на развилке, на которой они высадились с КАМАЗа, и тут же остановили машину с сидящим в ней военным, который дружелюбно согласился подвезти их к парому. Приехав на Подножье, мы стали ждать паром, и чтобы скоротать время, на остановке разговорились с рыбаками, которые, завершив лов, сидели на остановке в ожидании шестичасового парома. В 18:10 прибыл большой паром «Бригадир Ришко», и на него началась посадка целой армии рыбаков, которых по грубым подсчётам было около 200 человек! Мы успели занять места в салоне, что находится на верхней палубе парома, и здесь, в тепле поехали в город. К тому времени, когда подходили к Золотому Рогу, было уже 18:50, стемнело, и проплывающие мимо огни Рыбного и Торгового портов, создавали какое-то космическое ощущение, как будто паром уходил в стратосферу! Прибыв в город, мы попрощались и отправились по домам, решив в следующее воскресенье (19 января) попытаться дойти до острова Шкота, с целью изучении 152-мм береговой батареи №904. Следующий отчёт будет именно по этой батарее.
16 января 2003 года.
Ярослав Ливанский
Шкотовский укреплённый сектор Сучанский укреплённый сектор
Владивосток подземный Рождение новой береговой обороны Дальнего Востока